Спешивание на пешеходных переходах, использование всесезонных шин и другие изменения в ПДД прокомментировали в ГАИ
Велосипедистов и пользователей СПМ обяжут спешиваться на пешеходных переходах. Всесезонные шины отныне запретят устанавливать зимой. А на мотоблоках с прицепом разрешат передвигаться по дорогам общего пользования
Эти и другие изменения в ПДД детально разъяснил журналистам начальник главного управления ГАИ МОБ МВД полковник милиции Виктор Ротченков.
Правила дорожного движения скорректированы Указом № 295 Президента. Принятию документа, разработанного с учетом нынешних реалий, предшествовало масштабное публичное обсуждение — поступило свыше 600 откликов от населения. Основные нормы правового акта вступают в силу с 1 сентября.
Для СПМ нужен… паспорт
— Активное использование средств персональной мобильности и велосипедов повлекло за собой ряд негативных моментов. В первую очередь — рост числа травмирований владельцев экологичного транспорта. За последние два года зарегистрировано около 900 таких ДТП. Особый всплеск отмечен в 2024-м. Тогда количество происшествий с указанной категорией участников движения возросло на 80 процентов. Причем если за весь прошлый год погибли четыре человека, то за первое полугодие 2025-го — уже трое, — акцентировал внимание руководитель.
Продемонстрировав видеозаписи инцидентов, В. Ротченков подчеркнул: большинство из них происходят на пешеходных переходах. Примерно в половине случаев пострадавшие самокатчики и велосипедисты могли предотвратить аварии, если бы убедились в безопасности своего выезда на проезжую часть. Зачастую они были способны заранее увидеть приближавшиеся машины, тогда как автовладельцы замечали уязвимых участников движения в последний момент и оказывались не в силах предотвратить столкновение.
С учетом этих обстоятельств представители МВД выступили с инициативой внесения изменений в ПДД. К уточнению отдельных положений активно подключились и иные заинтересованные госорганы.
— Скорректировано само определение СПМ, — отметил Виктор Ротченков. — Теперь таковым признается транспортное средство с одним или несколькими колесами и максимальной конструктивной скоростью движения не более 25 километров в час, предназначенное для перемещения одного человека посредством использования электродвигателя. Пользователи СПМ приравниваются к велосипедистам.
Все устройства, конструкция которых позволяет передвигаться быстрее 25 км/ч, будут отнесены к категории либо мопедов, либо мотоциклов. Даже если владельцы таких моделей вручную установят на них программные ограничения скорости, они все равно будут обязаны пройти процедуру регистрации в подразделениях ГАИ.
Указ предусматривает и упрощенный порядок постановки на учет средств передвижения, способных развивать скорость более 25 км/ч. Он будет действовать до 1 сентября 2026 года.
— Необходимо предоставить устройство в одну из девяти испытательных лабораторий, которая является резидентом Республики Беларусь и включена в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС, — объяснил собеседник. — К слову, отсутствие документов, выданных изготовителем, и договора купли-продажи не станет помехой для прохождения экспертизы. По ее результатам механическое транспортное средство будет приравнено к мопеду или мотоциклу, владельцу выдадут электронный паспорт. Пройти регистрацию в подразделениях Госавтоинспекции можно будет только при его наличии. Подчеркну: проводить данную административную процедуру готовы уже сейчас. Причем в те же сроки, что предусмотрены для постановки на учет обычного мототранспорта.
А сколько же времени займет экспертиза? По словам В. Ротченкова, однозначного ответа на этот вопрос нет. На рынке представлено множество моделей с самыми разным техническими характеристиками: некоторые, не исключено, потребуют доработки для получения допуска к участию в дорожном движении. Например, собственнику придется оборудовать железного коня дополнительными световыми приборами.
Условно хорошая новость есть и для граждан, не пожелавших проходить экспертизу и регистрацию. Использовать механическое ТС они все же смогут, но только на дорогах без усовершенствованного покрытия. Стоит, правда, учесть: таковым считается даже гравийное. Скорее всего, ездить на неучтенном устройстве можно будет только по закрытым территориям, участкам вблизи лесопосадок.
При этом для управления данными ТС все равно потребуется водительское удостоверение соответствующей категории.
Тише едешь…
Новые правила запрещают самокатчикам ехать в населенных пунктах быстрее 10 км/ч (кроме движения по велосипедным дорожкам). А еще обязывают велосипедистов и водителей СПМ спешиваться перед пересечением проезжей части и переходить ее с соблюдением всех мер предосторожности. Предусмотрены, впрочем, и исключения: останавливаться не нужно, если движение на велосипедном переезде регулирует специальный светофор. Не ступать на асфальт можно и при проезде перекрестка по велодорожке вдоль проезжей части или не далее метра от ее правого края, когда это допускается правилами.
— Нельзя управлять СПМ в обозначенной пешеходной зоне, — добавил полковник милиции. — Запрещено движение по тротуару, если масса устройства превышает 35 килограммов. Кроме того, владельцы мобильных средств не вправе оставлять гаджеты в местах, где это создает препятствия для окружающих.
А еще новые правила определяют транспортные средства, которые не относятся к механическим. В их числе — СПМ, велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 250 Ватт, и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой не более 25 км/ч. Также не относятся к механическим ТС без сиденья и рулевого управления, способные разгоняться быстрее 25 км/ч, но весящие до 35 кг. В первую очередь такие характеристики присущи моноколесам.
И это еще не все…
Отныне территории садоводческих товариществ отнесут к жилой зоне, где пешеходы, пользователи СПМ и велосипедисты имеют приоритет перед автовладельцами. Представители СТ вправе обратиться в ГАИ для согласования и установки соответствующих дорожных знаков.
Помимо того, по многочисленным просьбам граждан закреплена возможность передвигаться на мотоблоке с прицепом по дорогам общего пользования. Правда, есть нюанс: ездить на нем можно лишь в светлое время суток по обочине, если скоростной режим на транспортной артерии не превышает 90 км/ч. При отсутствии обочины разрешено движение не далее метра от края проезжей части.
Еще одно новшество порадует желающих установить шторки и пленочные покрытия на боковые (кроме передних!) и заднее стекло легковых авто. Уровень их светопропускаемости не ограничен.
— При этом правоохранители займут еще более принципиальную позицию по отношению к тем водителям, которые нанесли тонировку на передние стекла, — сказал Виктор Ротченков. — Вплоть до помещения машин на штрафстоянку на весь период проведения административного процесса.
Также изменены требования к маркировке зимних шин автомобиля. Использовать изделия, относящиеся к категории «Все сезоны», отныне можно будет только в летний период.