Баллы вместо штрафов? Какие ещё новшества ожидаются в КоАП

codex-01

В Кодексе об административных правонарушениях ожидаются изменения, которые не понравятся злостным нарушителям ПДД.

В конце мая на Национальном правовом портале завершилось общественное обсуждение возможных изменений в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) Республики Беларусь, касающихся привлечения к ответственности водителей. Какие новшества могут ожидать автолюбителей и зачем они нужны, узнал корреспондент «ВВ».

Основным нововведением станет так называемая балльная система, которую ГАИ предлагает уже больше десяти лет. Ее суть в том, что за нарушение, кроме штрафа, водителю начисляют штрафные баллы. Набравшего 10 на полгода лишают прав. В МВД подчеркивают, что данная система призвана воздействовать в первую очередь на злостных нарушителей, которые намеренно игнорируют ПДД.

Предусмотрена и дифференциация административной ответственности. Правонарушения по линии ГАИ планируют разделить на три категории. Нарушения, за которые предусмотрен штраф до 10 базовых величин, — это административные проступки (1 балл). Нарушения, за которые максимальный штраф превышает 10 БВ, — значительное административное правонарушение (2 балла). А если в санкции статьи есть арест или лишение права управления, тогда это грубые административные правонарушения, за которые начисляются максимальные три балла. Есть список нарушений, за которые баллы начислять не будут. Например, отсутствие страховки, нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, превышение скорости от 10 до 20 км/час. Кстати, планируется, что все баллы  будут списываться через год после начисления. Ознакомиться с личным счетом можно будет в онлайн-кабинете, также в МВД обещают разработать специальное мобильное приложение.

Среди других предполагаемых изменений – возможность привлекать к ответственности за различные нарушения, зафиксированные камерами (раньше это касалось лишь превышения скорости), и очередное ужесточение санкции против нетрезвых водителей.

Если проект КоАП примут, то водителя с 0,3 – 0,8 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе ждет штраф 100 БВ и лишение права управления на три года. Сейчас санкции за это от 50 до 100 базовых. Если же в выдыхаемом воздухе окажется более чем 0,8 промилле, планируется увеличить штраф  до 200 БВ с лишением прав на пять лет. Такая же мера ответственности предусмотрена и за отказ от освидетельствования либо употребление алкоголя после совершения ДТП.

Исполняющий обязанности начальника УГАИ УВД облисполкома Иван Иванов, комментируя возможные нововведения, отмечает, что  они направлены в первую очередь на усиление предупредительной функции административного законодательства при снижении карательной.

– Проект нового КоАП создает законодательные механизмы для сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка, – уверен он. – В частности, начисление штрафных баллов относят к профилактической мере воздействия. Она позволит выявить недисциплинированных водителей и лиц, которые  проявляют агрессию на дорогах, и отстранить их от управления транспортным средством до осознания возможных  последствий  собственного поведения. Таких не более 10 – 15%.

Опытные водители, с которыми удалось пообщаться по поводу возможных нововведений, пока не спешат с выводами – уж слишком необычна новая система учета нарушений на дороге. Кто-то называет балльную систему слишком лояльной, а кто-то – бьющей по карману.

– Такая система работает во многих странах, – отмечает мастер производственного обучения управления механическими транспортными средствами Витебского ДОСААФ, водитель с 36-летним стажем Игорь Андреев. – Но меня смущает большая сумма баллов для принятия строгих мер к нарушителю и их неначисление за неправильную парковку. Получается, как бросал водитель машину, так и будет продолжать это делать. Без штрафов и баллов. Исходя из моего опыта, водитель должен всегда чувствовать неотвратимость наказания, тогда и не будет нарушать. Остаются технические вопросы интеграции начисления баллов в единую базу преступлений и правонарушений МВД. Как это будет работать, если, к примеру, нарушение совершено, балл начислен, но есть десятидневный срок обжалования административного взыскания? В целом, на мой взгляд, проект изменений достаточно лояльный. Но, думаю, его обкатка в реальной жизни расставит все точки над «i», без корректировок не обойтись.

По информации интернет-источников, балльные системы оценки нарушений ПДД существуют в Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, Латвии, США, Франции.

Фото Дмитрия Осипова.

VITVESTI.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *