Коренная докшичанка Бронислава Соколовская поделилась воспоминаниями о городе

 

hon7wperzts

Мой любимый, родной город… Так сказать о Докшицах его жительница Бронислава Казаченок, в девичестве Соколовская, имеет полное право. Она здесь родилась на ул.  М.Горького, которую по привычке тогда еще звали Полоцкой, и живет в родительском доме практически постоянно. Первый дом Болеслав Соколовский, когда женился, построил на Глубокской улице, да в войну он сгорел. В Докшицах жили деды и прадеды Брониславы Болеславовны. Кстати, она по национальности полька, а по душе белоруска, что в сочетании получается «белорусская полька», и так будет точнее. Ее дед Иосиф Соколовский был лесником у пана, как некогда отец Якуба Коласа. Это особое сословие, хоть и крестьянское, но довольно зажиточное. Были обучены грамоте, детей тоже отправляли в школу. Из семи детей Иосифа Франак остался после войны в Польше, а Юзефа, угнанная на работу в Германию, отыскалась через 30 лет аж в Австралии. Болеслав воевал в армии Людовой, и ему посчастливилось вернуться живым домой, где ждала жена и двое детишек.

Броня родилась после войны и теперь вспоминает, что в 1950-х годах улица М. Горького заканчивалась сразу за промкомбинатом, который был открыт на мощностях круподерки Шеймана. Там же начала работать и первая подстанция, которая давала электричество городу, но только до 12 часов ночи. От довоенной застройки на улице сохранились два жилых каменных дома, которые сейчас принадлежат «Бытовику», и здание клуба (частный магазин «Мебель»). Улица была мощеная, как, кстати, и все в городе.

Послевоенные Докшицы занимали примерно половину сегодняшней площади. Не было еще улиц Маяковского и Школьной. По несколько домов стояло на Гайдара и Черняховского. Но семьи были большие, в каждой по двое-четверо детей. Поэтому когда даже было возведено двухэтажное здание школы, места все равно не хватало. Под классы приспосабливались еврейские дома, оставшиеся без хозяев и не сгоревшие в войну.

– В самом старинном здании города, где сейчас магазин «Остров чистоты», а до войны были еврейские магазины, находился школьный спортзал, а рядом с ним стадион, как раз на месте сегодняшней ДШИ, – вспоминает старожилка. – Кстати, первый универмаг был в здании «Роднага кута». Если бы сейчас тогдашние люди встали, то города, конечно, не узнали бы. Всё изменилось: улицы, здания, даже Березина. Вот ее жалко. В годы моего детства это была река с чистой водой, где водилось много рыбы, раков. На речке мы пропадали днями. А весной к ее розливу даже школьные каникулы приурочивали.

Коренных докшичан, чьи предки жили в городе до войны, осталось немного. В моем районе Геннадий Савицкий и Роман Модель. Большинство жителей уже приезжие. Хотелось бы, чтобы и для них Докшицы стали родными и любимыми, где не мусорят на улицах, убирают не только свои дворики, но и прилегающую часть улицы. Так было всегда, а при Польше за невыполнение требований власти к чистоте горожане платили большие штрафы. Может, и сейчас так сделать надо, глядишь – и культура появилась бы.

Брониславу Болеславовну старшее поколение помнит как бессменную заведующую районной детской библиотеки. Жить и работать после окончания Могилевского библиотечного техникума она успешно могла и в другом месте, куда попала после распределения. Не захотела: слишком глубоко притаилась в ее сердце любовь к маленькому старинному городку. Осталась верной Докшицам и единственная дочь Брониславы Болеславовны Галина, которая, как некогда ее бабушка, тоже работает в здравоохранении.

Тамара ОЛЬШЕВСКАЯ

Фото автора

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *