Главная миссия белорусских дипломатов. С какими странами Беларусь сотрудничает и почему

0f4d35f7e469e2d5c0d1fe93090f88ef

Беларусь противостоит серьезному санкционному давлению, и в этих условиях важно искать новые рынки сбыта нашей продукции. «Нужна военная мобилизация, экономику страны нужно удержать». С таким призывом к руководителям дипломатических представительств Беларуси на минувшей неделе обратился Президент Александр Лукашенко. В этом вопросе роль нашим дипломатам нынче отводится не меньшая, чем высшим должностным лицам. Обсуждаем с экспертами стратегию нашей работы на мировом рынке, объясняем суть нашей многополярности, рассказываем о наших самых надежных партнерах и о том, с кем стоит поддерживать отношения, чтобы выдержать нынешнюю геополитическую лихорадку.

СКАЗАНО
­Президент Беларуси Александр Лукашенко:

– Помните, без готовности отстаивать национальные интересы Беларуси ничего не будет!.. Этот и будущие годы будут очень сложными и напряженными. Не обессудьте, но давление и требования в связи с этим будут только повышаться. Считайте, что мы живем в очень сложное мирное время, когда нужна «военная мобилизация». Нужны жесткие, порой нетрадиционные методы работы. Но экономику страны нужно удержать. Поэтому только вперед, никаких объяснений.

На совещании с руководителями дипломатических представительств Беларуси, 
31 июля 2025 года.

Мы не воюем, а торгуем

Говоря об актуальности подобного совещания, декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев делает акцент: оно весьма важное. Не только в плане решения продвижения экспорта за рубежом и зарабатывания денег. Именно дипломаты являются лицами той или иной страны, представителями Главы государства, по их работе и формируется имидж того или иного государства как надежного партнера. Мы это понимаем. И пока западные послы с позиции «сильных мира сего» играют в политические игры, пытаются диктовать условия и давить, наши дипломаты руководствуются исключительно интересами собственного народа и свою работу строят на взаимоуважении.

– Если Европа собирается воевать, то Беларусь – торговать. Причем не просто собирается, а уже это активно делает, – отмечает политолог. – У западных стран дипломатический корпус заточен под то, чтобы плести всякие интриги, ставить политические ловушки, работать с чужими гражданскими обществами, как они очень любили это делать у нас. Вместо того, чтобы заниматься налаживанием экономических связей, они тут встречались с оппозицией, до последнего давали деньги различным недоСМИ, которые финансировались из-за рубежа и реализовывали их повесточку. Беларусь же свою дипломатическую миссию видит совсем в другом. Наши дипломаты в первую очередь те, кто продвигает национальные, экономические интересы Беларуси и предлагает странам, в которых они аккредитованы, белорусскую продукцию, взаимовыгодное сотрудничество, создание совместных предприятий. Например, торгово-логистических центров, хабов, которые бы ту же белорусскую продукцию продвигали на целый регион, о чем мы, к слову, договариваемся с рядом стран Африки, Азии, организуя в какой-то одной базовой стране и производство, сервисные центры. Включаем в работу своих торговых представителей и посредством этого продвигаемся в другие страны. Тем самым, кстати, мы даем возможность заработать и тому государству, которое приняло нас на своей территории.

Наши дипломаты – не шпионы и не политические интриганы, а те, кто продвигает экспортные интересы Беларуси, приходит с чистым сердцем и открытой душой, предлагает взаимовыгодные, а не кабальные условия. Мы не ведем себя как колонизаторы (когда-то так делали европейцы), которые поставили в зависимое от себя положение фактически весь мир. Мы всегда открыты и честны. В этом главная миссия белорусских дипломатов.

Разумная многовекторность

Итак, стратегическими союзниками и ключевыми партнерами для Беларуси в любом случае остаются Российская Федерация и КНР. «Ближе, чем Россия, для нас нет и быть не может. Мы экономически едины как никогда. И последние годы в этом убедили», – заострил внимание Александр Лукашенко. Что касается Китая, то товарооборот с этой страной уже сегодня составляет 8,5 миллиарда долларов и на миллиард превышает торговлю со всем Евросоюзом. Главное, впрочем, перспективы. Сферы совместного технологического развития определены четко: станкостроение, микроэлектроника, нефтехимия, фармацевтика. Однако и о многополярности забывать нельзя. «Это не отход от наших союзников, – акцентирует Президент. – У нас открытая экономика, она прежде всего диктует условия. Наше международное и геополитическое положение — они нас толкают, заставляют нас думать не только, что у нас на севере, юге и востоке, но и на западе».

– Гибкий, разумный подход, основанный на здравом смысле Главы нашего государства, к внешней политике во многом уберег нас от бед, которые нас поджидали на всем пути нашей суверенной истории, – считает политолог Вадим Боровик. – Это здравая позиция. Абсолютно правильно подчеркнуто, что политиканство, которое позволяют себе некоторые эксперты, их разговоры о том, что мы проводим многовекторную политику и якобы пытаемся предать тех или иных союзников, неуместны.

Многовекторность – основа здоровой внешней политики для любого государства, которое заинтересовано в том, чтобы торговать и взаимодействовать со всеми странами мира без всяких изъятий. При этом мы всегда подчеркивали, что никогда против России ни с кем дружить не будем. Мы скреплены братскими узами дружбы, и она основывается не только на культурно-языковой связи, а в первую очередь на очень тесном военно-политическом и экономическом сотрудничестве. Россия – крупный рынок, энергоносители по ценам, которые мы больше не найдем нигде в мире, это и ядерный щит, который больше бы не обеспечил нам никто.

Наш стратегический союзник и Китай. Наша страна, по сути, – жемчужина проекта «Пояс и путь». Но почему у нас должны быть плохие отношения с нашими соседями в Европе? Да, к сожалению, они даже в экономике начали руководствоваться политической конъюнктурой. Но на этом рынке мы имели очень высокую маржинальность – почему бы нам не вернуть подобные конкурентные преимущества?

Стратегия на дальней дуге

Отдельно – о сотрудничестве Беларуси со странами дальней дуги. В частности,  с Африканским и латиноамериканским континентами, государствами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Наша стратегия такова: мы не диктуем условия, а показываем и доказываем, что с нами выгодно работать. Интерес к нам также высокий. 29 июля Александр Лукашенко провел встречу с министром иностранных дел Эфиопии, а неделей ранее в нашей стране с официальным визитом побывал премьер-министр Объединенной Республики Танзания.

– Происходит естественный процесс возвращения Беларуси в регионы, где еще у Советского Союза были сильные позиции, – комментирует политолог Алексей Дзермант. – В африканские страны мы поставляли производимую у нас продукцию, некоторые руководители стран Африки учились в том числе и в белорусских вузах.

Мы возвращаемся в нашу естественную среду, где в лишних представлениях не нуждаемся. И это не просто наше желание, здесь обоюдный интерес. Эти государства тоже не стояли на месте. Многие из них стремятся к ускоренному развитию, участию в различных международных форматах. В Беларуси накоплен серьезный потенциал.

И мы прежде всего делаем ставку на дружественные страны. База для этих отношений в любом случае есть. Происходит естественный процесс поиска друзей и тех, кому мы действительно можем помочь. И это не благотворительность, как когда-то, возможно, было, а взаимовыгодный интерес, который может быть реализован на пользу всех сторон.

 

photo_2025-08-08_11-44-12Анатолий Сивко, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Докшицкому избирательному округу:
– Беларусь уверенно движется вперед в своем развитии, в том числе экономическом. В линейку наиболее узнаваемых национальных брендов входит техника Минского завода колесных тягачей, «Гомсельмаша», «Белкоммунмаша», «Амкодора»; техника «Атланта», «Гефеста»; продукция «Беларуськалия», «Интеграла»; одежда от Elema, «Свiтанка», Mark Formelle, «Милавицы»; бренды «Санта Бремор», «Савушкин продукт»; кондитерские изделия «Коммунарки» и «Спартака»; косметика «Белиты» и «Витэкса» и другое. Что немаловажно, наша продукция пользуется спросом и за рубежом, поэтому мы успешно налаживаем торговые отношения с дружественными для нас странами, а заодно укрепляем свой авторитет на международной арене.

В этой связи трудно переоценить роль миссии нашей дипломатической службы, главная задача которой заключается в защите национальных интересов Беларуси, укреплении международных связей и продвижении внешнеэкономических интересов страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *