Как помочь ребенку войти в учебный ритм после летних каникул, рассказала психолог
Как помочь ребенку войти в учебный ритм после летних каникул, рассказала корреспонденту БЕЛТА психолог отделения первичного приема и помощи семье в кризисной ситуации Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Ася Свитова.
День знаний и начало учебного года с каждым днем все ближе, и многие родители переживают о том, как сделать так, чтобы возвращение ребенка в школу прошло максимально спокойно, ведь за три месяца он привык жить по собственным планам, а теперь ему нужно снова вливаться в школьное расписание.
Ася Свитова уверена, что в этот непростой период самое важное для любого ребенка — поддержка и спокойствие родителей. «Родители для ребенка — пример того, как можно адаптироваться к изменениям и чему-то новому. Если взрослые начинают тревожиться, то ребенок это может почувствовать. Поэтому очень важно начинать с себя», — отметила она.
Вокруг этой темы множество советов, но психолог обратила внимание на то, что каждый ребенок уникален и к каждому должен быть индивидуальный подход.
Первое, что посоветовала Ася Свитова, — соблюдать самые важные в такой ситуации принципы: предсказуемость, плавность и настрой. «В первую очередь речь идет о постепенном смещении режима дня. За полторы-две недели до школы важно мягко сдвигать время подъема и отхода ко сну на 10-15 минут в день. Так 1 сентября уже не будет шоком, что нужно рано вставать», — отметила психолог.
Сделать 1 сентября радостным и ожидаемым событием для ребенка может совместная закупка канцтоваров, одежды и прочих необходимых для учебы вещей. Лучше всего выбирать именно те предметы, которые нравятся ребенку — с любимыми супергероями, персонажами мультиков или животными. «Процесс выбора и элемент обладания новыми вещами создают позитивное ожидание у ребенка», — добавила Ася Свитова.
Психолог также отметила, что не стоит за неделю до школы пытаться вспомнить весь изученный за предыдущие годы материал. «Но в игровой форме можно почитать, вместе вспомнить таблицу умножения или иностранные слова. То есть постепенно настраивать ребенка на изучение и повторение», — поделилась она.
Важно также в спокойной атмосфере поговорить с ребенком о его чувствах и ожиданиях от учебного процесса. «Необходимо спросить, как он относится к тому, что нужно идти в школу, что его радует в этом, а что беспокоит. Необходимо дать понять, что нормально не хотеть прощаться с каникулами или бояться идти в школу. Нормализовать это и поддержать. Можно спросить, с кем ребенок хочет встретиться и о чем будет рассказывать друзьям. Таким образом можно сместить внимание с учебы на общение, которое тоже является одной из важных мотиваций. Стоит узнать у ребенка, что он хочет попробовать в новом учебном году, какие кружки его интересуют, чтобы он понимал, что это новый этап возможностей», — рассказала Ася Свитова.
Кроме того, если малыш в этом году идет в школу впервые, то крайне важно обсудить с ним, как будет выстроен распорядок: какое время будет отведено для уроков, какое — для кружков, прогулок и отдыха. «Это даже стоит прописать, купив красивый планер. Там также можно отметить яркие события — каникулы, дни рождения и праздники», — посоветовала психолог.
Она также отметила, что учеников начальной школы лучше всего настраивать через игровую форму: поиграть с ними в учителя и ученика, создав «уголок школьника». «Для таких детей игровая форма — это все еще ведущий вид деятельности», — подчеркнула Ася Свитова.
Как сообщалось ранее, в этом году 1 сентября за парты сядут около 1 млн 50 тыс. школьников. Свои двери для ребят откроют семь новых школ на 5238 мест. Также в День знаний в силу вступят изменения в Кодексе об образовании. Например, с нового учебного года будет введен деловой стиль одежды на уроках, а в школах в сельской местности (поселках городского типа) и специализированных лицеях, Минском суворовском военном училище и кадетских училищах смогут обучать вождению.