Зелёную дорогу — земноводным

В апреле на территории Березинского биосферного заповедника была проведена природоохранная акция по восстановлению водоемов для размножения земноводных вдоль автомобильной дороги Минск — Витебск в районе р. Бузянка. Проведение акции было приурочено к празднованию Дня земли. Ее целью было привлечение внимания государственных органов и общественности к вопросам сохранения диких животных на дорогах в период их миграции.

Вопрос развития транспортной инфраструктуры и сохранения биологического разнообразия достаточно актуален в Республике Беларусь. Гибель земноводных под колесами автотранспорта – важная природоохранная проблема, имеющая республиканское значение. Первый специальный лагерь по спасению земноводных на автодорогах был организован в Березинском биосферном заповеднике в апреле 2001 года, там же были построены первые проходы под дорогой для земноводных.

На протяжении 10 лет проводятся поиски и научные исследования миграций земноводных на автодорогах, характеризующиеся высокой смертностью. Этими исследованиями охвачено относительно небольшое количество автодорог, преимущественно те из них, которые проходят по особо охраняемым природным территориям или возле них..

За истекшие годы построены 2 перехода для земноводных и спроектировано 8 проходов для них и 2 – для копытных животных, что свидетельствует о положительной тенденции в дорожной отрасли по сохранению наземно-мигрирующих видов животных.

Первые переходы были установлены на участке дороги Минск — Витебск с высокой смертностью земноводных, расположенном на территории Березинского биосферного заповедника. На этом участке существовала классическая схема формирования миграции земноводных: с одной стороны – места зимовки, с противоположной – места размножения. За время эксплуатации первых проходов для земноводных выяснилось, что три трубы из 5 установленных не функционируют в полной мере. Это происходит в связи с тем, что при проведении работ по установке труб была насыпана, но своевременно не убрана, специальная насыпь для проезда техники. В связи с этим , земноводные лишились значительной части водоемов размножения и вынуждены были осваивать новые водоемы, находящиеся преимущественно вне зоны действия проходов. Тем не менее 2 трубы пока используются земноводными для прихода на размножение и расселения молодых животных.

Таким образом, миграционный коридор постепенно смещается по отношению к своему начальному положению, несмотря на то, что переходы под дорогой выполняют свою функцию и смертность снизилась до уровня 3 — 5 %. Наметившаяся тенденция смещения нерестов вне обустроенного участка дороги может повлечь формирование миграционного коридора мимо проходов и возвращение к исходной ситуации, когда под колесами гибло на протяжении 2001 — 2003 гг. 80 — 90 % мигрантов.

Перед началом акции был проведен семинар, на котором были представлены результаты, достигнутые совместными усилиями различных министерств и ведомств по сохранению путей миграций наземных животных в местах их пересечения с автодорогой, а также обеспечению безопасности дорожного движения.

В самой акции по обеспечению функциональности проходов для земноводных в Березинском биосферном заповеднике приняло участие около 50 человек – представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства внутренних дел, Национальной академии наук, ПРООН, общественных организаций, журналисты, администрация и сотрудники ГПУ «Березинский биосферный заповедник», ученики Домжерицкой средней школы, волонтеры, а также коллеги из российского национального парка «Смоленское Поозерье» и трансграничного биосферного заповедника «Северные Вогезы» из Франции.

В. ИВКОВИЧ,
заместитель
директора по НИР
Березинского
биосферного
заповедника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *