О своем военном детстве вспоминает Михаил Шипёнок

img_0034

 

Михаил Шипёнок прожил долгую жизнь. Девяносто лет назад он порадовал родителей своим появлением на свет. В семье Михаила и Ольги Шипёнков было только двое детей, что по тем временам редкость. Обычно семьи были большие. Отец имел образование, и когда поехал работать на стройку в Сибирь, то устроился там бухгалтером. Зарабатывал немалые деньги. Семья, в отличие от других, жила по тем временам безбедно. Ольга Викторовна не работала даже в колхозе, смотрела дома хозяйство. Счастливое детство Миши закончилось в мае 1943 года, когда во время проведения карательной операции “Коттбус”, или, как говорят сельчане, “блокады”, немецко-фашистские захватчики сожгли Витуничи.

– Люди уже знали, что при появлении солдат в черной форме с черепами на кокардах, нужно бежать, прятаться в лес, так как могут сжечь заживо. Слышали, что такое было в других местах, – вспоминает Михаил Иванович. – Поэтому мать нас с сестрой подсадила на телегу соседу, который ехал в лес, а сама побежала в другую сторону деревни спасать бабушку. Больше мы ее не видели. Когда все начали возвращаться домой, пошли и мы. Бежали и дрожали, чтобы только наша мамка была живой. Она у нас осталась одна, папа к этому времени уже умер. Надежды наши не сбылись. Мамы не было. На пепелище отыскали какую-то маленькую ленточку, вроде нашей мамы.

При этих словах у дедушки наворачиваются слезы, и он замолкает, еще раз переживая самую большую трагедию в своей длинной жизни…

Родителей заменила боевая тетя Вера Цикун. Партизанка, которая не раз принимала участие в боевых операциях, вырастила племянников, выправила их в жизнь.

Михаил Иванович работал в Минске на тракторном заводе, создал семью. С женой Клавдией вырастили троих детей. Но, можно сказать, городскими жителями так и не стали. При первой же возможности ехали в домик родителей Клавдии Васильевны. А на пенсии и вообще переселились в Витуничи. Сейчас Михаил Иванович уже остался один, верную подругу похоронил четыре года назад. Но печали не поддается. Много читает и может поддержать беседу на любую общественно-политическую тему. Большой труженик, он еще до прошлого года сам заботился об огороде. В этом году немного ослабел, но готовит еду, по-прежнему, себе сам, утверждает соцработник Зинаида Радивилко. Она посещает дедушку каждый день, а он ей очень благодарен за душевную заботу. Говорит, что из всех соцработников, которые у него работали, Зинаида Михайловна наиболее пришлась по душе. Часто приезжает дочь Тамара, сыновья, внуки не сторонятся деревни. Наверное, поэтому усадьба ветерана труда ухоженная, даже красивая, а ее хозяин выглядит моложе своего паспортного возраста.

Тамара ОЛЬШЕВСКАЯ.

Фото автора.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *