Белорусские болота возрождают с помощью воды, огня и редких животных

По индексу экологической эффективности наша республика в мировом рейтинге занимает 49-ю позицию из 180. Не зря именно этот показатель приводится в проекте Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы среди других итогов пятилетнего развития страны. Площадь охраняемых природных угодий постоянно растет, и в последние годы для спасения редких видов ученые начали применять не самые очевидные ходы. К примеру, как насчет борьбы с весенними палами с помощью… огня? А можно ли засеять вновь затопленный торфяник и чем? Подробностями о сохранении водно-болотных угодий поделились консультант отдела биологического разнообразия Минприроды Виталий КОРЕНЧУК и заведующий сектором международного сотрудничества и научного сопровождения природоохранных конвенций НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам Александр КОЗУЛИН.

23b5abbb2f93c90c7724a0ed7ca76ae2

ПЛОЩАДЬ охраняемых водно-болотных угодий в республике растет. Около 863 тысяч гектаров сохранилось в естественном и близком к такому состоянию, а это около одной трети от площади болот до начала их осушения.

— С 1999 года наша страна приняла на себя обязательства по сохранению 26 водно-болотных угодий международного значения общей площадью 778 тысяч гектаров, или 3,7 процента территории республики, — приводит цифры Виталий Коренчук. — К примеру, это заказники «Споровский», «Ельня», «Ольманские болота», «Средняя Припять», «Пойма реки Днепр», «Полесская долина реки Буг». Из них четыре относятся к трансграничным территориям. НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси готовит совместный план управления трансграничным болотным угодьем «Ольманы-Переброды».

Специалист анонсировал и увеличение площади республиканского заказника «Ольманские болота» на 9,7 тысячи гектаров в ближайшее время — до 103,9 тысячи.

Зачем восстанавливать болота и почему иностранцы готовы выделять нам на это немалые деньги?

Так, по словам Александра Козулина, финансирование только одного проекта ПРООН-ГЭФ «Ветландс» — более 4 миллионов долларов. На нескольких примерах инициатив, реализованных в прошлом году, ученый объяснил, куда они идут.
Европейский зубр — не водно-болотный вид, но после переселения в Налибокскую пущу у исполина возникла проблема. Естественные кормовые угодья внутри лесного массива заросли, и животные в поисках пищи отправились на ближайшие сельхозполя. Тогда решили оборудовать целую серию открытых кормовых полей внутри бора, чтобы их отвлечь. Несколько мелиоративных систем внутри Налибокской пущи восстановили, туда заселили и тарпановидных лошадей. Снимки показали, что к лошадкам и зубрам присоединились и олени, и лоси. Урон аграриев уменьшился. На восстановленном участке появились низкотравные растения. А там и водно-болотные виды птиц: редкие кулики, гуси — устроили крупную стоянку.

Бич заказников «Званец» и «Споровский» — зарастание тростником и ивой. Их продолжили косить и уничтожать купленной ранее техникой. На Споровском болоте значительную часть полученной биомассы продают, за счет чего заказник уже вышел на самофинансирование поддержания угодий в открытом состоянии. А это важно для глобально угрожаемого вида — вертлявой камышевки.

Своеобразным полигоном для «обкатки» нового метода восстановления низинных болот с помощью управляемого выжигания стал «Званец». Такие палы проводят только зимой, когда почва замерзает и лишь верхний слой растительности выгорает. Получилось предотвратить крупные весенние пожары. Благодаря данному «пилотнику» обсуждается проект нормативно-правового акта, который позволит применять такую тактику и на других территориях, добавил Александр Козулин. Это позволит как предупредить пожары, так и поддерживать низинное болото в открытом состоянии, не давая ему зарасти. Применима тактика и на пойменных лугах. Стоит вспомнить черные берега на Полесье весной в последние годы…

Кстати, о пойменных лугах Припяти. Туровский луг и Погост зарастали кустарниками, потому что там перестали косить траву и выпасать скот. А потому сначала целенаправленно удалили кусты, а ОАО «Туровщина» взяло на себя обязательства выпасать на лугах скот мясных пород. Это позволило снова устроить гнезда редким видам куликов. В дополнение к этому за счет международной технической помощи купили 17 особей туроподобного скота и выпустили на лугу Погост. Прижились ли они спустя год, есть ли нужный эффект?

— Туры борются и с травой, и с кустарником, чувствуют себя неплохо, — успокоил Александр Васильевич. — Животные нарастили массу, хорошо подготовились к зиме, им выкладывают подкормку. Это хороший метод, чтобы поддерживать пойменные луга в естественном состоянии. Если все получится, будем дальше переселять их на открытые территории.

b66fce9a743afc0926c6525c4787378f

ИНТЕРЕСНЫЙ эксперимент стартовал на торфянике Докудовское в Лидском районе в прошлом году. Раньше при повторном заболачивании просто поднимали уровень воды и наблюдали за процессами длительного восстановления экосистемы. На этот раз закупили спецтехнику — мини-комбайн для сборки риса. Он пригоден и для семян болотных растений. Их собрали, дисковали почву на торфянике, разбросали по земле посадочный материал и только после этого подняли уровень воды. Ученые предполагают, что в течение пяти лет на месте бывшего торфяника восстановится типичное осоковое болото.

Свой ключик пришлось искать к заказнику «Сервечь» в Глубокском и Докшицком районах. Около 300—400 гектаров низинного болота расположено вокруг одноименного озера. Это самое северное место обитания вертлявой камышевки. Но численность ее постепенно снижается, и это связано не только с зарастанием кустарником и тростником. Реку Сервечь спрямили, поэтому вода быстро уходила из озера и болота, а вместе с ней исчезали нерестилища и места для размножения птиц. Благодаря разработанному специалистами переливному сооружению ожидается, что уровень воды стабилизируется и естественное болото восстановится.

Сегодня на слуху такие глобально угрожаемые виды, как вертлявая камышевка, большой подорлик и зубр, а всего в нашей стране их 13. Ученые провели инвентаризацию мест обитания. А еще попробовали расселять толстую перловицу в некоторых реках, где она раньше встречалась. Это двустворчатые моллюски, которые водятся в реках с прозрачной водой. Новые «квартиры» в водоемах Витебщины в прошлом году подыскивали и исчезающим широкопалым ракам.

СПЕЦИАЛИСТЫ проекта также занимались инвентаризацией особых территорий — лесомелиоративных систем. Думали, что их около 250 тысяч гектаров, а оказалось — все 470 тысяч. Полвека назад на осушенных болотах хотели вырастить лес, но нужного эффекта не получили. Часть из них можно будет повторно заболотить.

При поддержке проекта ПРООН-ГЭФ «Ветландс» создали электронную базу данных торфяников. Ее ведением будут заниматься уполномоченные организации НАН Беларуси. Прирастет охраняемыми болотами и Брестчина. Виталий Коренчук поделился данными о подготовке границ торфяников в этом регионе: их установят решением облисполкома в течение 2021-го.

Один из значимых примеров возрождения болот, воплощенных в жизнь в прошлом году, — повторно заболоченные четыре участка нарушенного торфяника Ладово площадью 3,3 тысячи гектаров в Хойникском и Калинковичском районах. На эти цели привлекли средства правительства Республики Корея — 180 тысяч долларов. Кроме того, по проекту «Ветландс» такие же работы проводили на торфяниках Жада в Шарковщинском и Миорском районах и Березовик в Сморгонском и Вилейском.

Среди планов в новом году — транслокация вертлявой камышевки в «Сервечь» и строительство новой экотропы в заказнике «Споровский». Начнется работа над масштабным проектом по устойчивому использованию водно-болотных угодий в бассейне Двины. Запустить его собираются в 2022-м.

Материалы скопированы с сайта:  www.sb.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *