В Парафьяновской средней школе восстанавливают прошлое
Неравнодушные парафьяновцы решили вернуть к жизни старинное здание, напоминающее о прошлом железнодорожной станции.
– Эта постройка находится неподалеку от вокзала и постоянно привлекает внимание местных жителей и гостей агрогородка, – говорит учительница Парафьяновской СШ Ольга Сазанович. – Приходилось неоднократно наблюдать, как у сооружения останавливаются прохожие, рассматривают его, а некоторые и фотографируются. И действительно стало интересно: а что это такое? Выяснили, что это ледник. Он использовался для сохранения продуктов, минусовая температура в нем поддерживалась льдом. Строились такие холодильники обычно у железнодорожных вокзалов, и, возможно, наш – ровесник самого населенного пункта. Вместе с учениками заросшее кустами и заваленное мусором строение решили привести в порядок. Организовали субботник, к которому присоединились и местные жители. Вывезли три прицепа разного хлама, вырубили кустарник и старые деревья. Евгений Ермакович помог выкорчевать пни. Андрей Буйневич сделал лестницу с перилами, и теперь можно удобно спуститься в трехметровое углубление, дно которого дети выровняли песком. И как же было обидно, что нашелся какой-то бессовестный человек, который буквально через несколько дней после нашей работы выбросил в подвал старый диван. Представьте, сколько понадобилось сил, чтобы достать его оттуда! Стыдно за земляков, которые не уважают работу, сделанную их же детьми.
Свидетелем стараний школьников стал столичный архитектор Александр Зиновьев, гостивший на то время в Парафьяново. Он поддержал парафьяновцев в благом деле и прислал исторические факты о строительстве железнодорожного вокзала на станции Парафьянов, которая являлась одной из остановок на линии Бологое-Полоцкая. Ее строили в начале ХХ века, когда европейский мир раскололся на две противоположные силы, одна из которых являлась военно-политическим союзом Франции и России, а между ними – враждебные Германия, Австро-Венгрия, Италия. Возможность быстрой переброски войск к западным границам Российской империи была очень важна для французов, поэтому они и стали инициаторами развития железнодорожной сети союзников от центра до Балтийских окраин. Весной 1902 года стартовало строительство однопутной линии протяженностью в 1030 верст. Денег на работы было потрачено французами немало, поэтому оснащение магистрали вышло основательным. Все станции были выполнены в едином архитектурном стиле, кроме инфраструктуры, у вокзалов строились казармы, больницы, школы. Русско-японская война заставила сократить расходы, но в начале 1907 года было открыто регулярное движение на линии.
Архитектор, которого посчастливилось встретить волонтером, нарисовал ледник, как он себе его представляет, а также нашел фотографию станции тех времен.
В планах учеников и их учителя благоустроить территорию вокруг ледника, чтобы сделать его еще одним знаковым местом агрогородка.
Евгения МАЛЕВИЧ