В Бегомльской cпециальной школе-интернате важной частью образовательного процесса является трудовое обучение

4-7

Важной составляющей образовательного процесса в Бегомльской cпециальной школе-интернате Докшицкого района является трудовое обучение. Об этом корреспонденту «ВВ» рассказала заместитель директора по учебной работе Татьяна Авласко.

— У нас обучаются особенные ребята. Тем не менее учебное заведение имеет положительный опыт трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и максимально полно подготавливает воспитанников к жизненным реалиям, — отмечает Татьяна Авласко. — Всего в интернате проживают 79 ребят из разных районов Витебской области, из них 20 — дети-инвалиды. Насколько успешно они устроятся в жизни, зависит в том числе и от трудолюбия, привитого в детстве.

Начиная с пятого класса, воспитанники школы-интерната делятся на подгруппы и проходят подготовку по профилю: обработка древесины, тканей или растениеводство и животноводство. Трудовая подготовка организована так, чтобы у учащихся была возможность дальнейшего трудоустройства.

4-1

— Начальную школу ученики оканчивают за 5 лет, всего учатся 10. В нашей программе нет химии, физики, геометрии, иностранного языка. Зато предусмотрены уроки трудового обучения — до 10 часов в неделю, — поясняет Татьяна Владимировна. — Для эффективной организации учебного процесса и коррекционной работы имеются кабинеты ритмики, тренажерный зал, комната занятий по интересам, зимний сад, в котором собрано более 80 видов растений, библиотека, компьютерный класс, музей и многое другое.

Азы будущей профессии по столярному делу ребята постигают под руководством учителя Леонида Рундя. На станках для деревообработки, которые приобрели белорусские и иностранные спонсоры, здесь мастерят деревянные молотки, швабры, скамейки, мебель для собственных нужд. Ежегодно по заказам местного лесхоза учебное заведение поставляет около 100 синичников. Недавно свои таланты на международном уровне продемонстрировали девятиклассники школы-интерната Николай Костюченко и Руслан Кусков. В экологическом конкурсе кормушек и творческих работ, который прошел дистанционно в России, воспитанники заняли третье место.

4-6

— Бывает, к нам приходят сложные ребята. Ничего не хотят делать, но постепенно интерес появляется. Увлечь трудом можно каждого, когда есть желание и терпение, — уверен Леонид Рундя. — Если вдруг что-то «выйдет из строя», на уроке труда вместе починим. Ребята знают, что вещи, сделанные своими руками, — это особая ценность, а значит, и относиться к ним надо бережно.

Вместе с учителем Ниной Литвинчук, которая работает в школе-интернате более 35 лет, в швейной мастерской изготавливают передники из мужских рубашек, фартуки, косынки и другую кухонную утварь.

— Чтобы научиться, детям необходимо много материала. Чтобы предоставить его по максимуму, кроме покупного, используем старую одежду, игрушки, — поясняет Нина Степановна. — Если раньше в группах были только девчонки, сегодня все чаще в мастерской появляются мальчики. Готовые изделия используем на подарки, демонстрируем на различных ярмарках.

Обучают ребят и сельскохозяйственным профессиям: у школы большое приусадебное хозяйство, которое не только позволяет обеспечить себя продукцией, но и выручить средства от ее продажи.

— Мы выращиваем свиней, бычков, кроликов. По мере своих способностей и под присмотром рабочего — бывшего выпускника школы-интерната — дети ухаживают за животными, заготавливают и подносят корм. Так они получают знания и навыки, необходимые для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, — говорит Татьяна Авласко. — Каждый год с пришкольного участка площадью 6 га убираем урожай — яблоки, картофель, свеклу, морковь, капусту, огурцы и помидоры, кабачки, щавель, лук.

В школе имеется круглогодичная теплица с утепленными стенами, умным поливом и освещением.

— Сначала высаживаем рассаду в корпусе, потом она переезжает в теплицу. В феврале посадили ранний сорт огурцов «герман», который отлично зарекомендовал себя и по скорости завязывания и роста плодов, и по урожайности. Во второй половине апреля ждем первые плоды, — говорит главный куратор овощной кампании Михаил Марковец. — Из семян выращиваем лук сорта «эксибишн», на грядках головки луковицы вырастают по 500 — 800 граммов каждая. В скором времени будем пикировать перцы.

Нередко родители признаются, что с ребятами, которые находятся в Бегомльской специальной школе-интернате, очень сложно справляться дома. Поэтому учебное заведение для них — огромная помощь в воспитании, ведь основная нагрузка ложится на плечи 40 педагогов. Помимо них, есть и 45 человек обслуживающего персонала — помощники воспитателей, медицинские работники, повара и др. Все эти люди не только заботятся о том, чтобы дети были досмотрены, накормлены и одеты, но и следят за психологическим комфортом ребят.

Витебские вести.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *