Нам надо ускоряться! Для чего Беларусь строит и наводит мосты
Мосты и дороги – наиважнейшая задача государства. На открытии обновленного моста через реку Припять Президент Александр Лукашенко говорил об этом неспроста. Эксперты подтвердят: вопрос касается не только удобств жителей конкретного региона. Транспортная инфраструктура, пути сообщения напрямую влияют на экономику всей страны. «Нам надо ускоряться», – символично отметил Глава государства. Что, собственно, мы в пятилетку качества и делаем. Мало того, наша страна наводит мосты не только в прямом, но и в глобальном смысле – речь о проводимой нами политике.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Мосты и дороги – это наиважнейшая задача государства. Государство должно заниматься инфраструктурой. Дорога есть – пожалуйста, езжай на личном автомобиле, общественном транспорте… Вот кусок земли – строй дом, развивайся. Будет возможность – чуть-чуть где-то поможем по жилью и так далее.
На торжественной церемонии открытия обновленного моста
через Припять, 6 ноября 2025 года.
Подспорье для экономики
Хорошо развитая инфраструктура – отличное подспорье для экономики. «Дайте мне мосты, дороги, молоко, мясо и прочее. А военные вопросы за мной, безопасность – мои вопросы. Я буду их решать, я знаю, как их решать. Пока более-менее что-то получается», – сказал Глава государства в Мозыре. Председатель общества «Знание», аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, рассуждая на экономическую тематику, вводит в курс дела. Проводимые исследования, отмечает он, говорят о том, что создание и развитие дорожной сети, строительство мостов и другой подобной транспортной инфраструктуры резко увеличивают темпы экономического роста. Мы имеем в виду 1,5 процента.
– А если речь идет про увеличение скорости передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта по этим магистралям, то темпы экономического роста растут еще на 1,5 – 2 процента, – обращает внимание Алексей Авдонин.
– В том же передовом Китае сейчас ключевая тенденция как раз и заключается в наращивании не только количества автомобильных и железнодорожных дорог, но и скорости перемещения по ним. В этом случае снижаются временные потери на доставку грузов, оборот сырья, комплектующих. Все это позволяет в единицу времени зарабатывать гораздо больше денег, что в результате сказывается на увеличении темпов экономического роста. Что значит это для конкретного гражданина?
Богатство, благосостояние белорусов будет увеличиваться за счет роста реальной зарплаты. Также надо понимать, что Беларусь – транзитная страна, через нее идут большие потоки товаров с востока на запад, в Европу. Это, конечно же, способствует тому, что, создавая хорошие дороги, мы тем самым будем иметь возможность взимать оплату за транзит и зарабатывать на этом трафике.
Ориентир для развития страны
Хорошие дороги ко всему должны обеспечивать возможность быстрого, комфортного перемещения белорусов по всей территории нашей страны – для более оперативного доступа к объектам здравоохранения, торговым центрам, другим службам и услугам. И это – про социальную составляющую. Впрочем, говоря о дорожной инфраструктуре, разговор мы ведем не только о скорости доставки товаров, но и об ускорении в принципе. Отставать в пятилетку качества просто не имеем права, иначе нас попросту съедят конкуренты.
– Глава государства озвучил, что «надо ускоряться», и это точно обозначенный им ориентир для дальнейшего развития страны, – подчеркивает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Виталий Уткин. – Ведь, как показывает жизненная практика, регионы, которые действуют более быстро и решительно, имеют преимущество в существующей конкуренции за инвестиционные портфели и кадровый потенциал. А это уже напрямую может быть использовано во благо региона как в данный момент, так и при разработке концепции развития на будущее.
Ускоряться нужно эффективно, с четким ориентиром на успешный экономический результат, синхронизируя усилия власти, бизнеса и общества. Сейчас очень важны и налаженное взаимодействие государственной вертикали, совместная работа министерств, ведомств и местных исполнительно-распорядительных органов власти (вертикальное сотрудничество). Ведь географическое положение Беларуси – это наше конкурентное преимущество на пути транзитных перевозок. Политическое безумие в Европе скоро завершится, и для многих стран маршрут через Беларусь будет самым коротким, удобным и эффективным транзитным путем. А сегодня стоит задача для регионов – инфраструктурная готовность, экономическая стабильность и комфортная жизнь для граждан.
Геополитический символизм
Есть во фразе «наводим мосты» и определенный символизм. Геополитический. Подобным «строительством» мы занимаемся, пока наши соседи отгораживаются от нас заборами. А берега соединяем, как отметил Президент Александр Лукашенко, в том числе и для соседей-украинцев. «Мы открыты. Пожалуйста, приезжайте, украинцы. Мы с удовольствием вас примем. Вашим семьям, вашим детишкам обеспечим такую жизнь, как белорусам в плане образования, здравоохранения», – напомнил Глава государства. И это о той самой политике добрососедства.
– Да, открытие моста через реку Припять в Мозыре – это событие, в первую очередь знаковое для местного движения, но это и открытая дверь для общего транзита, – говорит эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко.
– Мост мы ремонтировали сами, доказав, что все всегда в наших силах. Особенно когда все вокруг нас мосты рушат. А мы открываем новые. Это расценивается одновременно и как достижение в наше сложное время, и как символ новой эпохи, к которой мы все равно придем. Это сигнал к миру, общению и движению навстречу друг другу. Потому что мосты строят, чтобы связать не только разные берега, но и разные взгляды и подходы к друг другу.
Президент неспроста сказал о том, что соединяем мы берега в том числе и для украинцев. Символически новый мост неподалеку от границы с Украиной – это не просто объект дорожной инфраструктуры, это словно протянутая рука нашей дружбы и помощи в их сторону. Ведь Глава государства, пользуясь случаем, особо отметил, что Беларусь не чужая Украине. Мы принимаем украинцев как своих и по-братски делимся с украинцами хлебом, работой и жильем.
Прямая речь
Владимир Мисаченко, начальник Докшицкого дорожного ремонтно-строительного управления № 180, депутат районного Совета депутатов:
— Со стороны государства уделяется большое внимание обустройству дорог, это видно и на примере нашего района. Только за два последних года благодаря реализации государственной программы «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы на Докшиччине заасфальтировано около 90 километров местных дорог. За последнюю десятилетку из гравийного покрытия в асфальтобетонное переведено 25 километров полотна.
Всего на обслуживании ДРСУ-180 около 640 километров местных автомобильных дорог: 310,7 километра – заасфальтированных, 279,6 километра – гравийных, 49,2 километра – с грунтовым покрытием. Наши работники круглый год осуществляют их уход: ремонтируют, чистят, подсыпают, поддерживают порядок на обочинах и придорожных объектах.
Важное значение для развития дорожно-строительной отрасли на Докшиччине имеет разработанный карьер «Рябиновик», где ежегодно добывается примерно 100 тысяч кубов песчано-гравийной смеси, которую приобретают у нас и соседние районы.
На улицах населенных пунктов района так же старательно работают докшицкие коммунальники, а на дорогах республиканского значения – работники Глубокского ДЭУ—35 и Лепельского ДЭУ-37. Вместе мы реализуем важную задачу — создаем комфортные условия для перемещения населения и перевозки грузов.

