Об обращении граждан

18 июля 2011 года был принят новый Закон Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц», который вступает в силу с 22 января 2012 года и направлен на комплексное и системное регулирование порядка реализации гражданами и юридическими лицами права на обращение в государственные органы и иные организации.

Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов, иных организаций при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

Помимо предусмотренной действующим законодательством письменной и устной формы обращений, Законом вводится новая форма обращения – электронная. Поскольку во многих государственных органах, иных организациях имеются официальные Интернет-сайты, электронные адреса, электронная форма обращений получает широкое применение на практике. Требования к оформлению электронных обращений те же, что и к письменным. Излагаться оно должно на белорусском или русском языке. Обращение должно содержать:

наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места

пребывания) и (или) места работы (учебы);

изложение сути обращения;

личную подпись гражданина (граждан).

Электронное обращение должно содержать адрес электронной почты заявителя. Адресуется такое обращение не конкретно должностному лицу, а должно быть направлено на электронный адрес организации. Рассмотрение данного вида обращения носит обязательный характер для всех руководителей.
Законом предусмотрено и то, что письменные ответы на письменные обращения должны излагаться на языке обращения.
Текст обращения должен поддаваться прочтению. Рукописные обращения должны быть написаны четким, разборчивым почерком. Не допускается употребление нецензурных либо оскорбительных слов и выражений.

Закон устанавливает единые сроки ответов на все виды обращений. Обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка, — не позднее одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами.

Анонимные обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Коллективное обращение тридцати и более заявителей подлежит рассмотрению с выездом на место.

Ответы заявителям направляются преимущественно в письменной форме. Если для решения изложенных в обращении вопросов совершены определенные действия (выполнены работы, оказаны услуги) в присутствии заявителей, то письменный ответ может не направляться.

Новым Законом расширены полномочия организаций по оставлению обращений без рассмотрения по существу, прекращению переписки. Это касается повторных обращений, которые уже были рассмотрены по существу, на них были даны ответы и в них не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для нового рассмотрения.

Еще одно нововведение. По решению руководителя организации, при проведении личного приема, могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъёмка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема. Данная норма направлена на защиту прав граждан и интересов государственных органов, организаций. Это позволит выявить злоупотребления в ходе проведения личного приема и, возможно, оградит посетителей от их некорректного поведения по отношению к руководителю, ведущему прием.

За нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица и их работники несут ответственность в соответствии с законодательством.

Граждане, подавшие обращения, содержащие клевету или оскорбление, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Cектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц
райисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *