Александр Лукашенко назвал пять главных проблем в системе высшего образования и ждет их решения
Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 года он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.
Первая проблема, обозначенная Президентом, — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. «Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране», — предупредил Александр Лукашенко.
«Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю», — заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.
«Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже — «договорняки» между нанимателями и вузами. «Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, — заявил глава государства. — И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному».
Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.
Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, — это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.
Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. «Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием», — сказал Александр Лукашенко.
«И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?» — задал вопрос глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.
Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.
Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение. «У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие «специалисты»‘?» — обозначил проблемные моменты глава государства.
«Но с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? — продолжил Президент. — Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего правительству».
Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. «А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте (обращаюсь к руководителям вузов), что на ваш век хватит преподавателей», — сказал глава государства.
Профессорско-преподавательский состав стареет, но проблема, как подчеркнул Александр Лукашенко, не в возрасте. «Мы всегда бережно относимся к наработанному годами опыту и мудрости. Дай бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью, — сказал глава государства. — Беспокоит другое. Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра, после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем».
«Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей «режима», то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений».
Об идеологической и воспитательной работе с молодежью
Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью. По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации.
«О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? — риторически спросил глава государства. — В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду».