Качество подготовки специалистов Президент Беларуси обсудил с ректорами учреждений высшего образования

53405-1707815245-7524fce934
Совещание с представителями Республиканского совета ректоров прошло 13 февраля во Дворце Независимости. Круг участников более чем широкий — свыше 50 человек! Приглашены руководители ВУЗов со всей страны. В центре внимания — повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием.

По итогам совещания, Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения.

Первая проблема, обозначенная Президентом, — разрыв между спросом и предложением на рынке труда. 
«Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии — это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже — «договорняки» между нанимателями и вузами. «Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, — заявил глава государства. — И напомню: вы не коммерсанты — вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному».Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.

Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, — это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.

Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. «Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием», — сказал Александр Лукашенко.

«И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?» — задал вопрос глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.

Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.

Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение.

«Но с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? — продолжил Президент. — Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего правительству».

Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования.
Президент не исключает, что при должном распределении кадров и преобразовании обучающих программ дефицита преподавателей не будет, а скорее, наоборот, возникнут дополнительные незадействованные кадры. Это в первую очередь сфера ответственности ректоров вузов, которые должны инициировать как обновление программ обучения, так и усилить спрос с преподавателей.Особое внимание глава государства обратил на качество учебников. Президент рассказал, что недавно ознакомился с учебником по философии для студентов вузов, по которому обучается младший сын Николай. «Слушайте, какой кошмар! — дал свою оценку Александр Лукашенко. — Что они написали — это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы, а там такой хлам… Ни один студент это не выучит». В этой связи глава государства еще раз повторил свое требование привести в порядок учебники, особенно школьные, изложив информацию в них нормальным, доступным для учащихся языком.

Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте. При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.

«Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, — обратил внимание Президент, говоря о следующей проблеме в системе высшего образования. — Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны».

Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: «Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!» По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: «Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно».

Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения.

«До 1 сентября мы должны четко определиться, что будем делать. И если нужно (а скорее всего, нужно будет), встретимся в конце августа после работы той комиссии, которая будет создана и прошерстит все вузы, посмотрит, как и в здравоохранении. Мы подведем итоги и сделаем выводы, с кем дальше будем работать», — сказал Александр Лукашенко.
Обращаясь к ректорам, Президент подчеркнул: «Вы — интеллектуальный пул страны. В ваших руках сотни тысяч молодых людей. За каждого вы несете ответственность. Мною принято решение о создании Республиканского совета ректоров с такими широкими полномочиями не для того, чтобы он превратился в какой-то дискуссионный, формально-бюрократический клуб. Вы должны были стать локомотивом развития системы высшего образования».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *