Тренд современного мира. Почему Беларусь делает ставку на молодежь, технологии и инновации
В Минске на месте бывшего автовокзала «Восточный» открыт Центр технического творчества детей и молодежи – и это история не только и не столько про то, чем занять подрастающее поколение. Акцент – на будущее страны и на инновации. Стране нужны инженеры! Неспроста старт работе центра дал Президент Александр Лукашенко. «Беларусь – одна из немногих стран, которые не просто обладают инновационными технологиями. Наши ученые создают эти инновационные технологии сами», – отметил Глава государства. Ставку на технологии и развитие высокотехнологического производства мы делаем целенаправленно, но для успешной работы необходимы компетентные, талантливые и заинтересованные молодые специалисты, готовить которых нужно еще со школы. И открывшийся Центр технического творчества – хорошее подспорье.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Подготовка образованных, компетентных, ответственных специалистов – стратегическое направление для экономики, основа прогресса и безопасности нашего государства. Мы вкладываем и будем вкладывать средства в развитие перспективных технических направлений – робототехники, наноэлектроники, сложных самообучающихся систем и других областей науки.
На открытии минского городского Центра технического творчества детей и молодежи,
20 октября 2025 года.
Работа на перспективу
«Процветать будут именно те государства, которые могут создавать новые технологии, эффективно использовать их в производстве и других сферах жизни», – подчеркивает Александр Лукашенко. Глубоко понимая тренды современного мира, особенности выживания и развития в современной турбулентной обстановке, Беларусь не живет настоящим, а заглядывает в будущее. Государства, которые занимают достаточно серьезные позиции в тех или иных отраслях и направлениях, не скупятся на финансирование науки, образования, разработку и внедрение инноваций. Кадры, впрочем, решают все! Искать их, отбирать, а главное, готовить молодежь, которая будет вовлечена в нашу экономику и производство спустя годы и десятилетия, мы также начинаем уже сейчас. И это та самая «борьба за умы», которая ведется давно.
– Наша задача – не только найти и выявить этих детей, дать им возможность проявить себя, но и удержать их, сделать полноценными гражданами, патриотами, которые не только гордятся своей страной, но и чувствуют поддержку, – отмечает медиаэксперт Дмитрий Швайба. – Уверен, будем иметь в этом успех.
Дальше эта молодежь оказывается в наших технопарках, на предприятиях свободной экономической зоны, создает свои стартапы. А такие небольшие производства помогают нашим промышленным гигантам. И именно из такого и состоит современная экономика. Отрадно, что мы это понимаем и делаем все, чтобы создать подобную инновационную среду. Что касается «борьбы за умы», выстроены сложнейшие экономические и миграционные механизмы для переманивания талантливой молодежи. Для страны было бы катастрофой отстать или не участвовать в этой борьбе.
Мы показываем, что понимаем эти процессы и видим механизмы решения возникающих вопросов. Нужно рассчитывать на подрастающее поколение – смелое, дерзкое, вовлеченное. Уверен, что Центр технического творчества молодежи сыграет свою позитивную роль.
Элемент национальной безопасности
На вопрос конкуренции, переманивания талантов, борьбы за умы особое внимание обращает и эксперт Александр Тищенко. Прямо акцентирует: если для современных подростков открытие Центра технического творчества детей и молодежи – это знаковое событие, то для страны – элемент национальной безопасности.
– По сути, это национальные инвестиции в подрастающие поколения, – обозначает Александр Тищенко. – Действуем мы на опережение. Ученые и инженеры не берутся из воздуха, их надо растить и воспитывать с раннего возраста. И это то, чем потом будем гордиться, если сбережем эти таланты и не прозеваем их. За таким поколением уже давно ведется охота из-за рубежа. Растим их мы, а пользуются ими по итогу зачастую другие.
По нашим талантам особенно прицельно работают Запад и его фонды, используя гранты, программы, обучение в своих вузах, чтобы на стартовой позиции перепрограммировать их под себя. Этого допускать больше нельзя. Это даже хуже, чем разбазаривать золотовалютные резервы, потому что утраченный генофонд восстановить практически невозможно. Мы, открывая такие центры по всей стране, можно сказать, вступили в фазу активного возрождения. И это по-настоящему вселяет веру и надежду в будущее страны.
Стимул для молодых ученых
Еще одно важное преимущество Беларуси, которое может позволить нам стать целым хабом для инновационных разработок, – это наше уникальное географическое и геополитическое положение. Депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич на этот фактор обращает особое внимание:
– С одной стороны, мы имеем избыток дешевой электроэнергии, которую производит Белорусская АЭС, что позволяет развивать энергоемкие технологии, для наших конкурентов типа Германии или Польши они обходятся по стоимости ресурсов в 4-5 раз дороже. Во-вторых, сегодня у нас единая кооперационная политика с Российской Федерацией, то есть белорусские научные разработки, несмотря на санкции, введенные против нашей страны, будут востребованы на общем рынке Союзного государства.
Вспомнил парламентарий и принятый 1 апреля нынешнего года Указ № 135, которым утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026 — 2030 годы:
– Его принятие позволяет сохранить наш кадровый научный потенциал, чтобы молодой специалист на всех этапах его подготовки – от олимпиадника до абитуриента, студента, а затем молодого ученого – видел конечную точку приложения своих усилий. Отдельно отмечено, что вырастает ответственность руководителя за целевое использование средств; не должно быть практики, когда с помощью государственного гранта закрываются смежные задачи по другим направлениям в рамках деятельности НИИ. Кроме того, приоритет отдается таким разработкам, которые находятся на стыке нескольких дисциплин и могут применяться в целом ряде отраслей. К примеру, искусственный интеллект может быть использован как для управления сельскохозяйственной техникой, так и на транспорте, и при решении задач, которыми занимается беспилотная авиация. То есть с учетом уже сформированного спроса на рынке будут распределяться денежные средства на те или иные разработки.
Наличие такой системы распределения средств позволит замотивировать всех, кто занимается наукой по призванию, и дать им достойный уровень оплаты труда вплоть до того периода, пока разработки будут апробированы и начнут приносить прибыль.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Елена Кучиц, начальник отдела по образованию Докшицкого райисполкома:
– Возможность реализации научно-технического потенциала детей и молодежи, обретения ими новых передовых знаний – задача, которая стоит перед каждым современным учреждением образования. Наш район решает ее в том числе через сотрудничество с Национальным детским технопарком. Школьники обучаются по наиболее популярным направлениям: «Авиакосмические технологии», «Лазерные технологии», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Робототехника», «Природные ресурсы», «Виртуальная и дополненная реальность». Активно в этом направлении работают Крулевщинская и Ситцевская СШ, обе городские школы.
Национальный детский технопарк также организовывает образовательный проект «Научные выходные». В нем приняли участие учащиеся СШ № 1, № 2 г. Докшицы, Бегомльской и Крулевщинской СШ.
Кстати, по результатам централизованного экзамена этого года Крулевщинская СШ заняла 16 место среди 225 учреждений общего среднего образования области, средний тестовый балл нашей школы составил 77,3. В 2024/2025 учебном году пять учащихся этого учреждения прошли обучение в Национальном детском технопарке, двое из них получили рекомендательные письма для поступления в вузы без вступительных испытаний. А вообще шесть из семи крулевщинских выпускников стали студентами высших учебных заведений. И что примечательно, все учащиеся инженерной группы выбрали инженерные специальности. Очевидно, что немаловажную роль в высоких результатах учеников сыграло и развитие их технических способностей.